Подпишитесь на мои новости

  • Страница Fb - Михаил Колодочкин
  • Страница VK - Михаил Колодочкин
  • Страница ОК - Михаил Колодочкин
  • Страница Twitter - Михаил Колодочкин

© 2019 Михаил Колодочкин - журналист, писатель, инженер

Поиск
  • Михаил Колодочкин

Задом к Кремлю: чертовщина Дома Пашкова

Перечень недосказанностей этого красивого дома на Ваганьковском холме легко тянет на диссертацию, экранизацию, мистификацию и на всё остальное. Попробуем заглянуть...




«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий Москвы находились двое: Воланд и Азазелло.»

Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»


Мне всегда, до дрожи в коленках, хотелось очутиться на каменной террасе этого фантастического дома. Возможно, что подобные чувства испытывают альпинисты, разглядывающие снизу далекую белоснежную вершину. Вопрос типа «А чего там делать?» они не поймут. Им просто нужно туда попасть – и всё.

Домик на Ваганьковском холме презрительно поглядывал на меня сверху вниз и молчал. Невольно чувствовался его намек: хочешь сюда – ищи Воланда или его подручных… Именно он, будучи в прошлом веке на этой террасе, соорудил из своей шпаги солнечные часы, да еще беседовал с Левием Матвеем. А если тебе не нравится чертовщина, то гуляй себе внизу и разглядывай меня снаружи. Булгаковский Мастер, как известно, не заслужил света, а я, надо полагать, не заслужил визита на эту террасу.

В какой-то момент я понял, что готов лезть на эту террасу хоть по пожарной лестнице. Но тут домик усмехнулся и разрешил мне проникнуть внутрь… Мол, приходи и разбирайся, где тут правда, а где фантазии.




Это – чуть ли не единственный дом в Москве, известный по фамилии владельца. Скажешь: Дом Пашкова – и всё ясно. Его владельцу – порядочному проходимцу – почему-то простили, что он на глазах у всех отгрохал шикарный дом, позволяющий его обитателям, а не только Воланду с Азазелло, созерцать Кремль сверху вниз.


Это еще не всё. Мало того, что дом глядит на Кремль свысока – он при этом оборотился к нему… задом! Потому что шикарный фасад, к которому все привыкли, это, извините, именно зад… Сюда ни на карете, ни даже на Аурусе никак не подъехать. А парадный вход расположен со стороны Староваганьковского переулка.




Знатоки считают, что разворот дома по принципу "К лесу задом, в Ивану передом" – это месть архитектора Баженова за провал своих замыслов, которым не суждено было воплотиться в жизнь. Впрочем, имя настоящего зодчего доподлинно неизвестно – то ли Баженов, то ли Казаков…



Следующая шуточка – это шикарная парадная лестница. Прикол, как сегодня говорят интеллигенты, состоит в том, что ее построили ни Баженов, ни Казаков: она появилась на свет… при Советской власти! А вовсе не при царях и царицах… Трудно поверить, что в проекте никакой лестницы не было, но это – факт. Здесь был… райский сад!


Это не шутка. Всего пару веков назад внизу были каменные бассейны с фонтанами, а в саду орали разноцветные павлины, всяческие попугаи и еще какие-то китайские гуси. А на самой вышине сидело какое-то божество — то ли Минерва, то ли Марс, то ли оба сразу.


Видите, что сидит на крыше? Потом ему что-то не понравилось, и оно исчезло… В любом случае, лестницы тут не было, а кареты въезжали с противоположной стороны. К сожалению, перед возведением этой лестницы добрые люди зачем-то уничтожили ограду домика.





Этот белоснежный дом одно время был… вовсе не белоснежным! Открытка времен «Победы» —- тому свидетель. Обратите внимание на серп с молотом — сейчас этих инструментов там нет.




Этюд в багровых тонах середины прошлого столетия. Какого цвета дом? Впрочем, нам пора взглянуть на так называемый Балкон трех императоров.

В это трудно поверить, но когда-то в Европе встречались порядочные правители. Хранитель легенды — балкон нашего домика. В 1818 году Фридрих Вильгельм III с сыновьями посетил Москву — при этом он изъявил желание посмотреть ее панораму.

Короля привели в дом Пашкова, и его взору предстал сожженный французским воякой город… Правитель опустился на колени, велев сделать то же самое сыновьям, и прошептал: «Вот она, наша спасительница!» Он понял, во что бы превратилась его Пруссия, если бы "чугунную куклу" не остановили русские.

Умный король тогда поклялся никогда не воевать с Россией. В память об этом визите в чугунной ограде бального зала домика появилась символическая корона, а балкон прозвали «балкон трёх императоров». Почему трех? Потому, что оба королевских сына со временем тоже взошли на престол!





В 1896 году художник Матвеев написал на этот сюжет вот такую картину…

Обратите внимание, где находятся персонажи картины. На бельведере!!! Это самая высокая точка дома Пашкова, куда можно добраться, не будучи скалолазом! Ниже на картине виден фрагмент той самой террасы — с вазонами, накрытыми крышечками с шариками. А балкон трех императоров находится еще ниже: с него такой панорамы не увидеть! Но именно его сегодня показывают экскурсантам, посещающим бальный зал домика. Ведь подавляющему большинству экскурсантов, в общем-то, все равно, куда смотреть.




«Балкон трех императоров» находится здесь —- в «бальном зале». Сразу скажу, что никакая Наташа Ростова здесь не танцевала...




Видите посередке изображение короны? Оно появилось в чугунной ограде в память о визите в Москву умного европейца. На торчащую из стены загогулину просьба не отвлекаться: наверное, она кому-то нужна...


А я уставился на фрагмент той самой террасы… И чем дольше смотрел, тем отчетливее понимал, что хитрый домик издевался надо мной с самого начала…

Каменная терраса существовала... только в моем воображении!

Кто не верит, пусть внимательно посмотрит вот на это фото. Ответ был очевиден с самого начала, но фантазия рисовала совсем другое.




О какой террасе может идти речь, если там виднеется что-то зеленое?

За балюстрадой сразу же начинается обыкновенная крыша! А вовсе не каменная терраса для посадки нечистой силы.

А как же кино? А как же рисунки, фотографии и прочее? А это, как говорил Коровьев, случай так называемого вранья! Впрочем, в кино этот прием очень даже приветствуется… Представьте себе Кинг Конга без вранья — «кина не будет», как говорится.

Как только стало ясно, что разгадка близка, домик решил, что я сдал зачет, а потому сжалился и допустил меня на VIР-экскурсию с посещением бельведера…


До последней секунды я не верил, что меня пустят. Однако служба безопасности домика связалась с коллегами за Кремлевской стеной и включила зеленый свет: дескать, сегодня можно… Только, мол, безо всяких фотовспышек и прочих эксцессов. Думаю, что и у Воланда могли возникнуть аналогичные проблемы:)




Дорога на Бельведер. Дамам в кринолинах тут не пробраться —- тем более, что впереди почти вертикальная лесенка. Но таинственный вход и должен быть таким!



Йес! Это Бельведер!!!

Сбылась мечта идиота: я — внутри бельведера!!! Видна лесенка на купол, но там уже делать точно нечего.

Что ж, смотрим в окно!




В нижней части фото — ограждение, которое помнит трех императоров. Выше видна та самая «каменная терраса», которую я безуспешно пытался обнаружить. Но вместо «рассекшихся плит» — уже упоминавшаяся зеленая крыша. Так и должно было быть.


А где же стояли императоры? Не на крыше же… Дело в том, что раньше колоннада окружала бельведер, но не сливалась с ним. А благодаря тому, что колонны первоначально отступали от простенков бельведера, они создавали галерею. Сегодня же колонны вплотную подошли к стене, а потому нормального выхода из бельведера не существует. Разве что для кровельщиков.



Вот ограждение, которое помнит трех императоров.


А что же показывают в кино, на рисунках и фотографиях? Процитирую Мастера: «Воланд может запорошить глаза и человеку похитрее.» Надо полагать, что именно это и происходит по сей день: все видят одно, но воображают и изображают нечто другое.

Впрочем, надо оговориться. Совершенно ясно, что для своего визита на террасу мессир вполне мог благоустроить ее по своему вкусу, предусмотрев вместо покатой зеленой крыши ровные каменные плиты. Но, в любом случае, он сидел не в галерее бельведера, а ниже. А бельведер находился «у него за спиной на крыше».


Впрочем, наконец-то все стало ясно. И от этого даже стало немного грустно. Но вспомним еще кое-что.





Домик повидал многое и после Воланда. На фото - "библиотека имени Самсунга" образца 2004 года. Коровьевы расшалились —- иначе не скажешь.

В эпоху расцвета бардака на рубеже тысячелетий вообще было непонятно, уцелеет домик или нет. Когда десяток лет внутри живут какие-то бомжи, то можно уповать только на силы небесные. Однако же, к счастью, обошлось.





Этого Воланд не видел. А то бы не появился вообще.





Балюстрада и терраса сегодня. Зимой вазоны закрыты крышками, а вообще-то они предназначены для растений





Прощаемся с домиком. Но это уже не над землей, а под ней. Еще одна шуточка: никто не знает, что это за путь в подземелье, а потому, на всякий случай, вниз никого не пускают... Так можно и в другое измерение угодить.


На прощание -- простое пожелание. Не смотрите только под ноги, когда бродите по Москве! Так можно и слона не приметить... А в Москве есть, на что посмотреть. Даже сегодня.

Кстати, все хорошие фотографии сделал мой друг, Костя Якубов. За что ему большое спасибо. Те фото,которые похуже — мои...


Просмотров: 29Комментариев: 2