Михаил Колодочкин
Долой Царя или Мне скучно, бес...

Скука – принадлежность мыслящего существа, как сказал мой любимый поэт.
Со скуки совершается половина всех грехов человечества, заметил английский философ.
Очевидно, что работающий человек скучать не будет. Ему некогда скучать: голова и руки заняты другим. Не скучали и не могли скучать Антонио Страдивари, Сергей Королев, Владимир Шухов. Зато сытый зевающий Потребитель, уткнувшийся в экран или дисплей, ежесекундно готов голосовать за любые потрясения, лишь бы на какое-то время одолеть скуку.
Так было всегда – как в жизни, так и в литературе.
Изнывающая от ничегонеделанья булгаковская Маргарита предалась дьявольским оргиям и стала ведьмой. Она радостно спалила даже подвальчик, в котором какое-то время была счастлива. А под конец утащила в потусторонний мир и Мастера, которому теперь придется тоже помирать от скуки вместе с ней – пусть и в собственном доме.
Томящиеся от безделья декабристы решили учинить восстание. Для начала они вывели несчастных солдатиков на Сенатскую, но что делать дальше, понятия не имели. К счастью, тогдашний Руководитель страны оказался сильным, и в первый же день скрутил крикунов-бездельников. Которые тут же стали клясться ему в преданности и доносить друг на друга.
Скучающий пушкинский Фауст, перепробовав все доступные его разумению удовольствия, приказал услужливому Мефистофелю потопить далекий трехмачтовый корабль. Просто так…
Ненормальная девочка Грета Тунберг скучала на уроках, а потому вообще перестала ходить в школу, где ее могли хоть чему-то научить. Теперь дурында учит дуростям других: уничтожить, прекратить, запретить… В общем, как у Фауста: «Всё утопить…».
Объединяет все эти примеры простая закономерность: скука всегда пытается посеять хаос, смуту, мятеж. И обычно ей это удается. Об этом предупреждали Стругацкие:
– Не в громе космической катастрофы, не в пламени атомной войны и даже не в тисках перенаселения, а в сытой, спокойной тишине кончается… история человечества. («Второе нашествие марсиан»)
Однако же повторяю: работающий человек скучать не будет. Когда инженер с нищенской зарплатой после работы бежит в соседнюю школу помахать во дворе метлой или наливает в термос кофе, чтобы за ночь сделать кому-то курсовой проект, то ему скучать явно некогда. Но совсем другая ситуация возникает тогда, когда махать метлой необязательно: в доме давно поселились и машины, и смартфоны, и привычки отдыхать в далеких странах. Именно таков современный средний потребитель – он сегодня скучает. И для развлечения требует что-нибудь или кого-нибудь поменять – телепрограмму, Президента, строй, страну. Ему, в общем-то, все равно.

Таким образом, имеем банальный вывод: именно благосостояние необразованного общества порождает скуку. Умный Руководитель прекрасно это понимает. И в любой армии, даже отменно организованной, задача толкового командира – ни на минуту не оставлять подчиненных без дела. Чинить, красить, строить, копать, выступать, рисовать – любое занятие годится. Грозный восточный хан когда-то двинул свою орду на Запад именно потому, что знал: воины никогда не должны сидеть без дела. Иначе ситуация вырвется из-под контроля. Сегодня примерно тем же озабочен известный североатлантический блок.
К чему я все это вспомнил? Просто в очередной раз надеюсь, что длиннющие новогодние каникулы когда-нибудь отменят. Все-таки столь длительному отдыху должна предшествовать достойная работа с конкретными результатами, а не массовое сидение перед экранами с проклятьями в адрес чужих доходов и завистью к ненашенским зарплатам.
Впрочем, какие-то не очень умные люди уже давно пугают нас переходом на четырехдневную рабочую неделю. Наверное, мы слишком много работаем…