Михаил Колодочкин
Байка про то, как русские сломали блоху

Правда ли, что былинный Левша сломал блоху? Сейчас разберемся.
Как бездарности заявить о себе на весь мир?
Самый верный современный способ – облить грязью Россию. Это работает – проверено и доказано. Можно даже схлопотать за это Нобелевку.
Забавный прием в таком «обливании» – привлечь на свою сторону русских писателей-классиков из прошлых веков. И пояснить прогрессивному человечеству на примере их произведений, что бездарнее русского человека во Вселенной никого нет и быть не может.
Взять, например, былинного Левшу, описанного писателем Лесковым. Уж, казалось бы – здесь-то что не так? Однако же русофобы нас поучают и здесь: мол, ваш хреновый мастер ни черта путного не сделал, а вот импортный девайс испортил! Блоха-то после вмешательства тульских работничков танцевать перестала!
А если почитать Лескова внимательно? Скажем, вот такой отрывок:
Англичане удивляются и друг дружку поталкивают: — Ох-де, мы маху дали! А государь Платову грустно говорит: — Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко.
За что Александр Благословенный пожалел англичан? А за то, что они ему русское изделие пытались как своё, иностранное представить! Хорошо, что Платов обман учуял:
Англичане говорят: "Это не отворяется", а он, внимания не обращая, ну замок ковырять. Повернул раз, повернул два - замок и вывернулся. Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись: "Иван Москвин во граде Туле".
Это было еще до блохи, если кто читал Лескова. Блоха появилась позже, как попытка иностранцев хоть как-то отыграться за свой позорный конфуз. И тогда Николай Павлович повелел Платову показать игрушку оружейникам – мол, что они скажут?
А они сказали вот что:
…аглицкая нацыя тоже не глупая, а довольно даже хитрая
Но делиться планами не стали. Потому что:
имели они сразу же такой замысел, по которому не надеялись даже, чтобы и Платов им поверил, а хотели прямо свое смелое воображение исполнить, да тогда и отдать.
Иными словами, русские мастера приготовили англичанам нокаут. Танец блохи у них удивления не вызвал – в ответ надо было сотворить нечто такое, чтобы англичане и пикнуть не могли! А чтобы, как говорится, удар побольнее был, старательно разыграли из себя дурачков – мол, мы без мелкоскопа, да без наук.
Не случайно у Лескова много раз обыгрывается слов «хитрость». Ведь одно дело – проиграть техническое состязание сопернику, работающему в современной мастерской с «мелкоскопами», но гораздо обиднее продуть вчистую лапотным мужикам из невежественной России. Кстати говоря, слово «подковыкать» (оно же – «подковать») в словаре Даля имеет и второе значение – обмануть, надуть! А чтобы подчеркнуть лишний раз свое якобы «невежество», мужички как бы случайно, по неумению, отучили блоху дрыгать ножками.
Англичане всё поняли. Они даже не пикнули насчет какой-то неисправности или поломки, а молча признали очередное поражение. Они отлично поняли: русские не виноваты в том, что слабенькая английская машинка подковок на гвоздиках «несть не может». И даже пригласили уважаемого русского мастера остаться в Туманном Альбионе.
Криворукого не позвали бы. А вот Левшу – позвали.
Но он отказался. От денег, от новой семьи, от «мелкоскопов», от гражданства.
Сегодня это, наверное, трудно понять. Проще потребовать введения санкций за поломку блохи.